Прибыль от реализации продукции: определение
Прибыль от реализации продукции – это разница между доходами компании (предпринимателя) и расходами, которые произведены для получения дохода. Что это значит?
Доход компании – это, по сути, сумма выручки, сложившаяся из поступлений денежных средств в кассу или на расчетный счет. Но это лишь основные способы. За отгруженный товар контрагенты расплачиваются произведенной продукцией, товарами или услугами. Это называется бартер.

В понятие «доход» входят и субсидии от государства, безвозмездная помощь от физических и юридических лиц в форме денежных средств, оборудования, оказания услуг и прочих пожертвований. Но при определении финансового результата, который компания получила от реализации, эти поступления не учитываются.
Расходы компании – это потраченные денежные средства:
- на покупку материалов и сырья для изготовления продукции или готовых изделий, предназначенных для перепродажи;
- на выплату заработной платы сотрудникам и предусмотренных законодательством взносов, чтобы предоставить работникам социальные гарантии;
- на содержание рабочих и офисных помещений;
- на амортизацию оборудования, зданий и нематериальных активов;
- на оплату услуг организаций энергоснабжения, санитарных и прочих служб.
Это – основные расходы, участвующие при производстве. Кроме того, чтобы реализовать продукцию, нужно содержать собственный транспорт или пользоваться услугами сторонних организаций, чтобы вовремя поставлялось сырье, полуфабрикаты, товары и осуществлялась отгрузка.
Нельзя не учитывать мелкие, но необходимые расходы: канцтовары, содержание оргтехники, медосмотры сотрудников и прочие затраты, которые необходимо осуществлять, исходя из специфики деятельности компании.
Доходы и расходы – необходимые показатели для расчета финансового результата.
Как рассчитать прибыль от реализации продукции
Финансовый результат деятельности предприятия рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета. Показатели для расчета — доходы и расходы, сформированные на счете 90.

Отражение этих показателей — в форме № 2 приложения к бухгалтерскому балансу:
- строка 2110 – выручка;
- строка 2120 – себестоимость;
- строка 2210 – коммерческие затраты;
- строка 2220 – управленческие затраты.
Формула
По общему правилу прибыль от продажи выглядит так.
Сначала определяется размер валовой прибыли:
Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость
Чтобы получить значение прибыли от реализации продукции, валовую прибыль уменьшают на коммерческие и управленческие расходы:
Прибыль, полученная от реализации продукции = Валовая – Коммерческие расходы – Управленческие расходы
Пример
ООО «Омега» за 1 квартал 2021 года реализовало продукцию собственного производства — маски медицинские – на сумму 480 000, в том числе НДС — 80 000. На изготовление затрачено 200 000 рублей, на транспортировку ушло 50 000 , а на содержание офиса для руководящих работников 10 000.
Как определить финансовый результат от продажи медицинских масок ООО «Омега» за 1 квартал 2021 года?
- Валовая: 400 000 – 200 000 = 200 000. Для расчета берется выручка без НДС (480 000 – 80 000).
- Прибыль от продажи: 200 000 – 50 000 – 10 000 = 140 000.
Итого: Прибыль ООО «Омега» за 1 квартал 2021 года составила 140 000 рублей.
Анализ прибыли
Собственника бизнеса интересует, как меняется показатель прибыли по отношению к соответствующим цифрам в прошлых периодах, а также процент прибыли в выручке. Вот как это выглядит на примере.
Показатели за 2018-2020 г.г.
Год | Прибыль от реализации (тыс. руб.) | Выручка (тыс. руб.) | Себестоимость (тыс. руб.) | Коммерческие расходы (тыс. руб.) | Управленческие расходы (тыс. руб.) |
2018 | 175 | 600 | 330 | 80 | 15 |
2019 | 25 | 500 | 380 | 80 | 15 |
2020 | 55 | 500 | 350 | 80 | 15 |
Из таблицы видно, что самый высокий показатель — в 2018 году. Выручка уменьшилась в 2019 по отношению к предыдущему на 100 тыс. руб., в 2020 равна соответствующему показателю за 2019 и на 100 тыс. руб. меньше, чем в 2018 году. В процентном отношении ситуация выглядит так:
- В 2019 году по отношению к 2018 году (500-600)/600 = -16,67%.
- В 2020 относительно предыдущего не поменялась, в сравнении с 2018 уменьшилась на 16,67%.
На основании таблицы можно посчитать процент прибыли в выручке.
- 2018 год – (175/600) *100 = 29,17%
- 2019 год – (25/500) * 100 = 5%
- 2020 год – (55/500) * 100 = 11%.
Их произведенных расчетов видно, что процент прибыли в выручке самый высокий в 2018 году, а самый низкий в 2019 году. Чтобы проанализировать, от чего случилось такое положение дел, обращается внимание на рост себестоимости в сравнении с выручкой, так как показатели коммерческих и управленческих расходов были одинаковы за все годы.
Проводка прибыли от реализации продукции
В бухгалтерском учете финансовый результат отражается на счете 99. Дебетовый остаток говорит о полученном убытке, а кредитовый – о прибыльной работе предприятия.
Пример
ООО «Омега» получило прибыль по результатам 1 квартала 2021 года в сумме 140 000 руб. Бухгалтер сделал проводку:
Дебет 90.9 Кредит 99 на сумму 140 000.
Заключение
Прибыль от реализации продукции – это один из основных показателей работы компании и определяется, как разница между доходами, полученными организацией за расчетный период, и расходами, произведенными за это же время.
Финансовый результат анализируется в процентном отношении к соответствующему периоду прошлого года, либо другого периода, с которым сопоставляются данные. Так же путем анализа определяется, какие показатели повлияли на увеличение или снижение.