Франчайзинг предполагает передачу прав использования ресурсов, опыта и договоренностей продавца (франчайзер) начинающему предпринимателю (франчайзи). Взамен предприниматель должен отчислять франчайзеру платежи: паушальный взнос, роялти.
О том, что такое роялти в франшизе, как он рассчитывается, от чего зависит, чем отличается от паушального взноса, пойдет речь в данной статье.
Роялти в франшизе – это
Термин используется не только в сфере бизнеса, но и в юридических вопросах, касающихся подтверждения прав собственности, авторских прав.
В широком смысле под термином понимается компенсирующая выплата за использование собственности (лицензии, труда, бренда, др.) автору, владельцу от франчайзи.
Конкретно во франчайзинге роялти – это систематические отчисления от покупателя франшизы его владельцу за право использования готового бизнеса и всех его атрибутов.

За что платят роялти?
Между франчайзи и франчайзером подписывается договор. В нем зафиксирован перечень предметов, на которые получает право покупатель, соответственно за которые покупатель платит роялти.
Предметы договора:
- Бренд и атрибуты (логотип, слоган, название, персонажи, т.д.).
- Бизнес-модель.
- Авторские права на использование в деятельности рецептур, технологий, книг, др.
- Патент на использование изобретений, оборудования и т.п.
- Природные ресурсы, задействованные в предпринимательской деятельности.
Систематические платежи считаются расходами на развитие бизнеса: внедрение технологий, развитие сервиса, разработку и корректировку маркетинговой стратегии.
Рекламная компания не относится к предмету договора. Зачастую за рекламу франчайзер требует отчисление другого взноса.
Также за отчисления покупатель прав может получить от продавца консультацию по юридическим либо экономическим вопросам.

Как его рассчитывают и платят?
Законодательно установленного алгоритма расчета нет. Продавец самостоятельно рассчитывает стоимость взносов.
При расчете размера платежа франчайзер исходит из стоимости товара либо суммы выручки за его реализацию. Затем устанавливается приемлемый для обеих сторон размер сборов. Высчитываются сумма налоговых отчислений и стоимость дополнительных услуг со стороны продавца. Продавец оценивает, как размер выплаты повлияет на окупаемость бизнеса и выручку.
В зависимости от способа оплаты, расчета взноса выделяют 4 вида отчисления:
- Процент от продаж (от количества проданного товара). Вычитается установленный договором процент от суммы фактически зафиксированных продаж.
- Процент от маржи (от наценки на товар). Процент высчитывается из разницы между доходом от продаж и себестоимостью товаров.
- Фиксированный процент. Ставка остается неизменной, обговаривается на этапе подписания договора. Не зависит от прибыли, объема продаж. Невыгоден , непривлекателен для франчайзи.
- Комбинированный процент. Разные виды товаров облагаются одновременно несколькими роялти.

От чего зависит размер роялти?
При определении суммы взносов учитываются следующие факторы:
- Конкурентная среда: преимущества компании, привлекательность, прибыльность бизнеса для покупателя, репутация бренда, масштаб компании, спрос на услуги.
- Ценовая политика: себестоимость товара, цена за продукцию при реализации, расходы на закупку сырья.
- Географическое положение: численность населения пункта, проходимость на точке, платежеспособность населения.
Как можно оплачивать роялти?
Роялти – это регулярные платежи, они перечисляются согласно графику, который был принят сторонами и зафиксирован в договоре. В договоре также описан метод расчета стоимости взносов, уточнено: будет процент фиксирован либо будет изменяться в зависимости от показателей. Указан способ перечисления сумм.
Сопутствующие затраты
При покупке франшизы будущий предприниматель перечисляет франчайзеру 2 вида выплат: роялти и паушальный взнос. Последнее отчисление – это единовременная выплата, равная стоимости приобретаемого бизнеса.
Дополнительные затраты также могут быть предусмотрены при подписании договора, зафиксированы в нем. К примеру, это затраты на маркетинг, на рекламу.
Роялти и бухгалтерия
У франчайзера выплата в бухгалтерском учете проходит как доход в виде паушального взноса и как вознаграждение соответственно. Дата получения дохода установлена договором. Если отчисление – это процент от суммы, то дата оплаты – последние числа месяца, квартала, если фиксированная сумма, то датой считается день заключения договора либо последний день налогового периода. Третий вариант: дата оплаты – дата получения документов от франчайзи.
№ бухгалтерского счета | Значение |
---|---|
Дебет 90.01/91.01, Кредит 76 | Признается доход в виде паушального взноса |
Дебет 51, Кредит 76 | Получено вознаграждение |
За предоставление покупателю прав на использование интеллектуальной собственности франчейзер платит НДС.
У франчайзи отражаются в тот период, когда были уплачены либо когда документы были переданы продавцу.
№ бухгалтерского счета | Значение |
---|---|
Дебет 20/25/44/91/02, Кредит 76 | Признан расход в виде периодического вознаграждения правообладателю без учета НДС |
Дебет 19, Кредит 76 | Отражен НДС предъявленный правообладателем |
Дебет 68, Кредит 19 | НДС по паушальному взносу принят к вычету |
Дебет 76, Кредит 51 | Роялти перечислены франчайзеру |
Когда регистрация договора в Роспатенте готова, франчайзи ставит на учет переданный ему комплекс исключительных прав. Согласно статье 264 НК РФ, покупатель может уменьшить налог на прибыль на размер регулярного взноса.
Отличие от паушального взноса
Начинающие бизнесмену путают два вида сборов: паушальный и роялти. Это 2 разных по функционалу, способу отчисления платежа.
Сравнение платежей
Критерии сравнения | Паушальный взнос | Роялти |
---|---|---|
Права | Бизнесмен становится частью франчайзинговой компании, получает готовую бизнес-модель, доступ к скрытой информации | Предприниматель получает систематическую поддержку информационного, консультативного и материального характера |
Частота | Единовременный | Регулярные |
Размер | Большой, потому как платеж единовременный | Разбит на части, обычно не превышает 5%-7% |
Возврат | Возможно, если договор не прошел регистрацию в Роспатенте, а франчайзи не было передано право на товарный знак | Невозможен |

В чем подвох франшизы без роялти?
Франшизы товарных магазинов, продающих одежду, обувь и аксессуары, технику и т.д. часто продаются без обязательства внесения взносов. Подвоха в подобных сделках нет. Франчайзеры осознанно выбирают такую тактику, чтобы привлечь новых покупателей. Они нацелены на распространение сети посредством открытия новых точек сбыта и увеличение прибыли за счет реализации большего количества товаров. При этом, в большинстве случаев роялти-сборы уже включены в сумму закупок как наценка. Компании, оказывающие услуги, заменяют регулярный платеж строкой закупок расходных материалов.
Заключение
Приобретая франшизу предприниматель выплачивает владельцу регулярные взносы, роялти. За эти отчисления франчайзи получает от франчайзера консультативную, информационную и материальную поддержку, право на использование атрибутов бренда, технологий работы, оборудования, опыта, природных ресурсов.
Размер взносов зависит от репутации и масштаба организации, конкурентоспособности товаров, фиксируется в договоре. Также в договоре отражается предварительно согласованные дата выплаты, способ начисления.
Главное отличие взносов – предназначение. Паушальный взнос – это оплата за приобретение готовой бизнес-модели, поэтому это единовременный платеж крупной суммы. Роялти – систематические отчисления за право временного использования оборудования, опыта, ресурсов, бренда.